Влияние рода, Ресурсотека, Статьи

Современные системные расстановки: духовная основа метода

Сегодня о системных расстановках спорят до хрипоты. Пожалуй, ни один метод не вызывает столь бурных дискуссий. Интернет пестрит статьями «Чем опасны системные расстановки», восторгами и заявлениями о шарлатанстве.

В этой статье мне хотелось бы проследить суть, историю и духовную подоплеку метода, чтобы прояснить, на что направлены расстановки и каков их глубинный смысл.

Происхождение системных расстановок

Метод берет начало в 80-ых годах XX века, когда Берт Хеллингер начинает делать семейные системные расстановки, справедливо полагая, что рассматривать человека и его проблемы стоит не изолированно от семьи, а в ее контексте.

Однако Хеллингер не является пионером в таком подходе.

Начиная с Фрейда и Юнга психотерапия смотрит на человека (пациента) исключительно как на независимую единицу, в том числе и от своей семьи, и работает (лечит) с проявлениями, связанными с его личной историей, однако в 60-70 годах XX века исследователи понимают, что человек обусловлен влиянием рода. И вот уже Вирджиния Сатир делает «семейную скульптуру», предлагая клиентам сделать живой скульптурный портрет, расставив членов семьи в пространстве. Есть версия, что феномен замещающего восприятия был открыт на такой группе: один из членов семьи не пришел, и вместо него поставили заместителя.

Идея уравновешивания сил, лояльности и семейной справедливости тоже фигурирует ДО Хеллингера, например, в книгах Ивана Бузомени-Надя, который полагает, что природа этих феноменов инстинктивна.

Иными словами, Б. Хеллингер продолжает и расширяет идеи влияния рода (системы) на человека. 

Однако в некоторых вопросах Б. Хеллингер несомненный новатор. Он открывает законы функционирования родовых систем и называет Порядками Любви, выясняет, что семейная справедливость подчиняется не только инстинктам (как полагает Бузормени-Надь), но действует по этим законам.

Три Порядка Любви

  1. Право на принадлежность имеют все. Этот закон говорит о том, что принадлежать системе и быть уважаемым в роду имеют право ВСЕ, вне зависимости от особенностей судьбы и отношения к его жизни окружающих.
  2. Закон иерархии. Те, кто пришел в систему раньше, имеют приоритет перед теми, кто пришел позже. Исключение составляет вновь образованная семья. Например, старшие дети имеют приоритет перед младшими; первая жена – перед второй, однако новая молодая семья имеет приоритет перед родительской. Эти законы продиктованы архаической памятью, и, хотя действуют как безличная сила, наделяют приоритетом в первую очередь тех, кто имеет больший опыт выживания и/или готовы продолжить жизнь
  3. Закон баланса между «брать» и «давать». В системе между «брать» и «давать» должен соблюдаться баланс (равновесие).  Это закон означает, что если один человек что-то сделал для другого, то другой должен тоже что-то дать, иначе отношения распадаются. Это порядок действует как в положительном (взаимооборот добра), так и в отрицательном смысле (взаимооборот зла), однако в первом случае отдавать стоит «столько же и немного больше», а во втором — «чуть меньше».

Конечно же, к порядкам возникает много вопросов: как быть с семьями, где есть дети от разных браков (второй Порядок), «паралелльные» отношения или несколько браков с одним и тем же человеком. Как быть, если «он купил квартиру, но я всю жизнь забочусь о нем и люблю» (Порядок баланса), но в этой статье я не буду останавливаться на них подробно и возможно, напишу об этом позже.

Замещающее восприятие и отличия метода расстановок от других

Кроме открытия Порядков Любви, Хеллингер направленно работает с замещающим восприятием — пожалуй, самым таинственным явлением в области системных расстановок.  

Суть его в том, что заместители, поставленные за реальных прототипов, чувствуют их взаимосвязи с другими членами рода, переживания и даже физические симптомы. Т.е. некий абстрактный заместитель, поставленный за вашу маму, через некоторое время воспримет из поля характер ее отношений с мужем или свекровью и сжатие в голове, если та страдает гипертонией.

При этом слово «реальные» в отношении прототипов возьму в кавычки потому, что на их месте могут быть поставлены умершие члены семьи или абстрактные фигуры (Мировой кризис, Государство, Судьба, «То, что поможет» и пр.)

Системные расстановки кардинально отличаются от других методов терапии именно  источником, откуда поступает информация. Если в психодраме (которую некоторые считают «матерью» расстановок) она берется из сознательного осмысления клиентом ситуации, то в расстановках информация приходит из поля, называемого морфическим, знающим, квантовым.

Иногда расстановщики, чтобы снять вопросы групп, утверждают, что это поле это достаточно изучено и приводят в пример работы Р. Шелдрейка. На деле мало кто с этими работами знаком, природа поля далеко не изучена, но сегодня наука как никогда близко подошла к этим вопросам.

Выяснено так же, что и природа человеческого сознания напрямую связана с «знающим» полем.

Ученые признают, что природа сознания пока остается загадкой. Курсы о сознании ведущих ВУЗов скорее напоминают перечисление вопросов, чем стройную систему положений и взаимосвязей. И все потому, что для изучения сознания недостаточно психологии, биологии и классической физики, зачастую ответы кроются именно  в квантовой механике и вопросах, связанным с квантовым полем.

В одной из бесед доктор физико-математических наук Менский М.Б. вслед на святыми, мудрецами и мистиками напоминает, что «Все мы связаны друг с другом гораздо больше, чем могли бы подумать через квантовое поле, утверждает, что каждый способен «выйти» в квантовый мир, и даже рассказывает, как (см. видео). В расстановках же, по-видимому, это происходит наиболее естественным образом.

Происхождение системных расстановок

Терапевтическая версия. По ней расстановки происходят от психодрамы Я. Морено, семейной скульптуры В. Сатир, транзактного анализа, системной терапии и пр. Выше мы говорили, что это так, но не описывает во всей широте происхождения метода.

Шаманская версия. Поскольку у нас нет достоверной информацией от самого Хеллингера, многие терапевты считают единственным источником появления расстановок поездку Хеллингера в составе религиозной миссии в Африку, где он провел 16 лет жизни и «подсмотрел» у зулусов прообраз расстановок.

Однако есть одно «но»: со времени отъезда Хеллингера из Африки и до момента, когда он начал практиковать расстановки, прошло более 30 лет, так что скорее всего, шаманская версия происхождения расстановок не может быть признана единственной.

Христианская версия и духовная основа метода

Осторожно ступая по территории этой темы, я могу лишь делиться мнением старших коллег и собственным опытом бесед с православными священниками о расстановках, не претендуя на истинность, и буду рада дополнениям и комментариям коллег.

С 10 лет Берт Хеллингер живет в религиозных учебных заведениях и до 46 лет находится в сане священника католической церкви, из состава которой позже выйдет. Он создает и развивает практику на основе опыта христианского служения.

Духовная суть метода — положение о том, что нет ни плохого, ни хорошего – «Все принадлежит и все движется». Не есть ли это полное повторение основы христианской мысли о том, что все — от Бога.

С точки зрения Хеллингера, Дух исполнен любовью к своим созданиям и ведет их к целостности (включенности и полноте элементов), будь то целостность системы-рода или целостность отдельного человека, который «расколот» на части внутри травмирующими событиями и «должен» быть вновь собран воедино.

Расстановки исполнены идеи глубокого миротворчества и соединения «разорванного», «расколотого», нецелого в единую целокупность.

Расстановками Хеллингер утверждает: Дух есть любовь, а любовь есть целостность.

Так же, как христианская парадигма, он показывает, что «логика» Духа отличается от бытовой человеческой логики, в которой мы хотим удовольствия и накопления социальных благ. Дух ведет по пути вмещения в себя историй раненых частей – таких как отвергнутый травматичный опыт, проживание тяжелой судьбы не уважаемого родственника (чтобы вновь «включить» его в систему) и пр. и пр.

Пример из практики: женщина страдает от постоянных измен мужа и его наркотической зависимости, суммы, затраченные на наркотики, растут и истощают состояние семьи и ее здоровье. В расстановке выясняется, что в ее 18 лет мама обнаружила измену отца, но не прожила ее, а «без эмоционально» (как помнит дочь) приняла решение выгнать отца. 

Непрожитые чувства мамы теперь раз за разом проживает дочь и несет ее «тяжелое», потому что не только люди, но и чувства имеют право на место в системе.

В книге «Вместе, под сенью Господа: Мысли, ведущие к успеху» Берт Хеллингер пишет, что Бог живет, любит и действует во всех живых людях – во нем самом и в других. Бывает, что личное становится орудием противостояния этой жизни Бога, и тогда человек переживает мучительный разрыв с жизнью Бога внутри себя и других.

Почти все книги Берта Хеллингера — книги о духе и Боге.

Так расстановки выходят за пределы собственно психотерапии в сторону духовной практики или «практической философии», как их называет сам Хеллингер.

Глубинная задача метода

Исключение кого-то или чего-то в роду откликается в жизни клиента как проблема и боль.

Задача метода — выведение клиента из чужих историй, «переплетения», куда он попал из чувства бессознательной солидарности, обсуждаемой выше, семейной справедливости (по Бузормени-Надь), действующей на основе первого Порядка Любви (право на принадлежность имеют все).

Именно тогда для человека становится возможным сказать «Большое ДА» или универсальное ДА Жизни, Богу, Себе.

Расстановки способствуют реконсиляции – примирению, воссоединению, улаживанию.

Кто делает расстановки и вопросы этики

Из сказанного выше ясно, что расстановки делает не только системный терапевт,  они «происходят» из поля и проявляются посредством заместителей и при содействии расстановщика, знающего законы взаимодействия с полем и болью клиента.

Именно боль является «пропуском» в семейные истории и той энергией, благодаря которой расстановка может двигаться к «хорошему решению».

Также боль клиента и его право быть счастливым дает основание заходить в историю семьи и с уважением и касаться историй ее членов в допустимых пределах.

В расстановках проявляется «нечто Большее», они отражают движение Духа. После такой работы мы можем сказать: «Да» — и в тех местах, где были «заторы», жизнь течет дальше, как река по некогда заваленному, но разобранному от камней и веток руслу.

Одна из книг Хеллингера так и называется «Источнику не нужно спрашивать Пути».

О результатах расстановок

«Захотел чего-то – сделал расстановку – получил желаемое» — часто это не про метод расстановок.

Поскольку расстановка двигается в «Высшей логике», иногда результат может ошеломляюще отличаться от первоначально желаемого, но через время воспринимается как единственно правильный (хотела сохранить брак, но после расстановки развелась, путешествую, увлеклась рисованием, поняла, чего хотела всю жизнь, счастлива).

Расстановкам не нужно спрашивать пути:)

Расстановки активно развиваются по всему миру.  Они выводят в зону видимости явления, к которым общество не готово – например, тонкие вопросы этики и морали, связанные с переосмыслением идеи насилия. Ни в коем случае не оправдывая насилия, расстановки показывают более глубокий пласт его понимания, как и многих других явлений.

Например, у женщины, которая несет тяжелое за свою мать (в примере выше), обязательно будет муж, который «поможет» ей в этом через причинение душевной боли. Расстановка раскрывает такую тему глубоко и нетривиально. Мне много раз удавалось видеть, как слезы высыхали на глазах от узнавания глубокой сути таких историй.

Хеллингера критикуют за отношение к некоторым явлением (например, терапия инцестов) и историческим фигурам, но он только обращает внимание на то, что показывает поле, а поле в свою очередь предлагает через расстановки расширить картину мира.

Возможно приходит время, когда мы можем «вместить» более широкий взгляд на вещи и стать более целостными в этом опыте, а значит более полными любви и согласии с Жизнью, собой.

А какой у вас опыт взаимодействия в расстановками?

________

Что можно сделать прямо сейчас:

  1. Узнать о проведении системной расстановки он-лайн
  2. Прочитать потрясающие истории о реальном опыте и результатах системных расстановок
  3. Заказать расстановку.

© Будва, Черногория, 05.02.201

Предыдущая запись Следующая запись

Что еще можно прочитать прямо сейчас

Нет комментариев

Ответить