Или «мне в жизни нет места»
Наталье около 60, худощавая, тихая, она словно стремится занимать как можно меньше места и никого не побеспокоить. Она приезжает на расстановки из маленького областного городка, чтобы решить свою проблему. «Чего вы хотите?», – задаю я традиционный вопрос. «Понимаете, – почти шепчет она, и вдруг оговаривается, – мне в жизни совсем нет места! Ну, то есть, – поправляет сама себя смущенно, – у меня никогда не было своей недвижимости. Я даже в чужих квартирах жила в уголке, за занавеской»
Мне в жизни нет места, – хмм… такие оговорки в системном подходе очень значимы.
Я прошу ее выбрать своего основного заместителя и просто поставить его там, где она посчитает нужным.
Заместительница с самого начала начинает что-то (кого-то) искать, и я ставлю еще одну фигуру, не называя ее, а желая увидеть, узнать, кто это.
Она настроена к Наталье доброжелательно, но сообщает, что чувствует большую тяжесть на плечах. Позже она скажет: «в тот момент я поняла выражение “лежать мёртвым грузом”: как будто этой тяжестью придавило, но из-под неё не хотелось и не нужно было выбираться». В целом в расстановке Фигура ведет себя спокойно и мудро. Только вот сама Наталья никак не может от нее оторваться, двигается за ней всюду. Через некоторое время происходит странное: худенькая невысокая заместительница Натальи до степени смешения начинает походить на Фигуру, явно отличающуюся от нее комплекцией. Выражения их лиц, позы, жесты – все становится зеркальным. Кто же это?? Похоже, не я одна начинаю замечать эту странность.
Я упорно не высказываю своего впечатления, которое, конечно, уже давно сложилось, пока в кругу не начинают шептаться. Осторожно интересуюсь у Натальи: «у вас братья-сестры есть?», «Нет, – немного удивляется она». «А могли ли вы о ком-то не знать?» – «Вряд ли».
Но иногда живущий человек словно слышит безмолвный зов кого-то из рода; того, кто забыт, или чья судьба не была завидной, и он нечасто упоминается в роду. И тогда человек будто нанимается на невидимую службу, и реализует один из важнейших законов рода – Закон принадлежности, который гласит, что право принадлежать Роду имеют все. Он начинает «помнить», но делает это не сердцем и не памятью, а всей своей жизнью. Он словно «закладывает» ее в ломбард родовой совести, и живет не свою жизнь! А если это память об умершем – тогда он НЕ ЖИВЕТ вообще. Ему в жизни НЕТ МЕСТА. Потому как он буквально находится «на территории» смерти. Он не может полноценно радоваться, реализовываться, создавать отношения жить полной жизнью. Болезни, безденежье, не сложившиеся отношения, аварии, травмы… Как знать, возможно, недостаток недвижимости – не самый критический сценарий развития подобной динамики. «В память о тебе я тоже не буду жить, мой дорогой родственник», – будто бы решает Душа такого человека.
Я по-прежнему не рискую огорошивать Наталью интерпретациями – пусть все покажет сама расстановка.
Ставлю заместительницу ее мамы. Она смотрит на обе фигуры, пытаясь сосредоточиться, и даже немного трясет головой – «не могу понять, кто вы, я тут только одну вижу и знаю, – и показывает на Вторую Фигуру. Я ее знаю, – нежно баюкает она каждое слово и смотри на фигуру с любовью. А эту, – указывает на Наталью, – эту – нет, я не знаю, кто это».
И вдруг судорожно закрывает лицо руками, словно пытаясь удержать шквал эмоции и внезапные осознания. Ее трясет всем телом, она не рыдает, а просто содрогается в каком-то немом безудержном страдании, и с ужасом смотрит на обе фигуры.
Наконец она может заплакать, и, кажется, это приносит ей небольшое облегчение. Она рыдает и долго не может успокоиться.
«Хочешь что-то сказать», – спрашиваю через некоторое время. Она только отрицательно мотает головой.
Потом я предложу ей произнести «Дорогие мои дети, я вас вижу. Тебя и Тебя. Ты жива, а ты – нет. Вас у меня было двое! Но все мое сердце было занято только тобой (второй Фигуре), я страдала, и тебя, Наташа, я не видела. Мне так жаль!». Она скажет это от всего сердца. «Это так?» – на всякий случай переспрошу я ее, – и она согласно кивнет. И пояснит, что с самого начала у нее было страшное чувство вины по отношению к обеим фигурам, и предположит, что второй ребенок умер, а она скрыла факт его смерти.
Постепенно она успокоится, мать и дочь обратятся к Фигуре, увидят ее, примут ее и ее судьбу, посожалеют и поплачут.
А Фигура, добрая и мудрая душа, все время будет повторять, что ни на кого не держит зла, что ей спокойно и хорошо, и она хотела бы их поддерживать.
«Наталья, – начинаю я прояснять ситуацию, – здесь уже все видно, но я еще раз проясню. Это не истина в последней инстанции, но, похоже есть что-то, чего вы не знали.
Скорее всего, у вас был близнец, который умер… «Я – сестра, – тот час же поправляет меня Вторая Фигура. Я это давно поняла, я сестра-близнец, и я ее (Наталью) очень люблю».
…Мама знала это, но скрыла, и очень переживала, продолжаю я. Всю жизнь ее сердце страдало, и было обращено к умершему ребенку, точнее, оно было занято им, только им, не вами. Дети готовы на все, что угодно, лишь бы их любили, и вы… стали ей».
Звучит крайне странно, но Наталья понимающе кивает головой – ей АБСОЛЮТНО знакомо и понятно все, что я говорю.
«Наталья, – интересуюсь я, – ваши отношения с мамой были теплыми?» – «Нет, всю жизнь она меня будто не замечала!». «Как вы относитесь к этой информации и будете ли вы уточнять ее истинность? Нет, маме – 86, и она уже не в том состоянии.. Да я не и буду этого делать, потому что это необязательно. Я ВПОЛНЕ ДОПУСКАЮ, что ТАК И БЫЛО. У меня всю жизнь было ощущение, что мама что-то скрывала, что есть какая-то тайна. То, что я вижу, многое объясняет».
Затем в расстановке мы находим решение, когда Наталья может всю эту ситуацию принять и признать, что у нее была (ЕСТЬ! ибо души бессмертны) сестра, принять маму и всю эту ситуацию такой, какая она есть.
«Наталья, – спрашиваю я у клиентки, – так чего бы вы хотели?»
Наташины глаза светятся, она словно ожила. «Вообще-то, – начинает тихо и несмело мечтать
она, я всю жизнь хотела дом с садом. Каменный».
Через какое-то время в расстановку я ввожу фигуру, которую не называю для окружающих, но для себя именую – «Дом с садом». Предлагаю заместителю Грише самому найти свое место в расстановке, и он становится немного поодаль от Натальи.
«Женя, я реально чувствую, что я – камень», – прислушиваясь к своим ощущениям, сразу сообщает Гриша, – «Камень, камень, успокойся», – смеюсь я. На футболке у Гриши нарисован дом).
Наташе нравится «Дом с садом», а ему нравится Наташа. Они становятся рядом, а сестра и мама, как незримая поддержка, смотрят на эту ситуацию с одобрением.
Расстановка закончена, по традиции я предлагаю участникам дать Наталье обратную связь, которая могла бы ее поддержать на пути изменений, и предупреждаю, что расстановка может «раскрываться» до 1 года. Она понимающе кивает, она не избалована подарками судьбы.
P.S.: Примерно через месяц ее земляки приезжают на расстановки снова, но Натальи с ними нет. В кругу они рассказывают, что через некоторое время после расстановки Наталья срочно уехала в Геленджик, чтобы рассмотреть внезапно появившийся там вариант покупки дома с садом. – «Аааа, Геленджик, значит дом некаменный», – тянет кто-то из скептиков в кругу. «Каменный!» – торжественно и убежденно уверяют земляки.
P.P.S.: Во время написания этого небольшого рассказа я решаю уточнить кое-какие детали у землячки Натальи – Галины Анатольевны, и она, в ответ на мое письмо с вопросами, дополняет следующее: «после расстановки Наташа произнесла: «у нас в оградке есть детская могилка, мы маму спрашивали, чья это, но она отвечала: не знаю, это не наша»…
Я не знаю, чем закончилась эта история, и где сейчас Наталья, но пусть у нее все сложится хорошо, и высвобожденной из болезненной динамики с умершей сестрой – ей теперь в жизни есть место.
____
Пройдите тест, чтобы узнать, показаны ли вам расстановки
3 комментария
Да и сама футболка серая как камень… 🙂 Как удивительны порой бывают “совпадения” во внешнем облике заместителей и их ролей… Очень трогательная история…
Потрясающий рассказ! А на расстановках так и бывает всегда?
На расстановках ВСЕГДА бывает по-разному)