Очередная реальная история про системные расстановки и так называемую динамику “исключенного члена системы”.
С этой женщиной мы работали очень давно, но ее историю я помню до сих пор, так глубоко она тронула меня и удивила. Описываю эту работу по памяти, надеясь восстановить общую канву и детали.
Инна, мама четверых детей, уставшая домохозяйка, с мужем в вечных командировках, домашними хлопотами без конца и без краю, недостатком сил и робкой мечтой о самореализации, о том, что найдется время, когда она наконец-то займется чем-то важным для себя лично.
Однако она полагает, что в ее 40 успех уже невозможен, что сил не хватит; она даже не может себе представить, что хоть каким-то образом состоится в жизни не только как мать, но как человек, личность…
В качестве одного из домашних заданий прошу Инну нарисовать картину под названием «Успех».
Инна живет в другом городе, и поэтому фото рисунка приходит в почту. Открываю и на секунду «проседаю» на стуле… и даже в недоумении лезу в отчет о сессии, чтобы уточнить – я точно просила нарисовать ЭТО?
Передо мной на рисунке крупно, красно, вы уж простите… женская вагина.
А вверху заголовок – «Успех»…
В легком замешательстве продумываю вопросы автору творения.
Через день в скайпе Инна очень естественно интересуется, получила ли я рисунок. Я осторожно переспрашиваю: Инна, а что именно ты рисовала?
– Как что, – недоумевает она, – ты же мне сказала – УСПЕХ!
– Ммм… значит, в твоем понимании успех выглядит именно так?
– Ну, да, а что? – удивляется клиентка. – Знаешь, – задумывается она на секунду, – я еще хотела справа вверху черное пятно дорисовать, но потом почему-то передумала.
Я понимаю, что Инна абсолютно точно рисовала ИМЕННО УСПЕХ, и ничего более в этом рисунке не видит.
– И что же это за пятно? – продолжаю выяснять я, понимая, что это еще далеко не финал истории, – расскажи мне об этом побольше.
– Ннну… – тянет она неопределенно, – это похоже на человека, стоящего спиной… Женщину.
Пауза….
…В капюшоне, – выражение ее лица меняется…
– Женя, это смерть! Мне страшно…
У истории «про успех» новый поворот.
Инну начинает немного трясти.
– Сядь удобно, расслабься, потихоньку представь, что фигура к тебе повернулась… Не торопись. Чье это лицо?
Пауза… Ошарашено: Бабушка.
Инна молчит, как она скажет позже, все это, расскажи ей кто-то другой такую историю, совершенно точно показалось бы ей бредом, плодом больного воображения.
-Инна, как жила и как умерла твоя бабушка?
– Она всю молодость была при детях, и никак не могла вырваться из домашней рутины. У нее были способности, но она их не реализовала.
Я могла бы и не спрашивать, но уточняю: детей у нее было четверо?
– Да.
… продолжает: О ней мало говорили в роду, я слышала, что она прожила серо и умерла рано.
Я настаиваю: «Как она умерла?»
– В РОДАХ… – выдыхает Инна, – я сама случайно об этом узнала…
Все начинает становиться на свои места.
– Инна, ты видишь, ЧТО ты нарисовала?
-Что?
– Посмотри отстраненно, на что похож твой рисунок?
– О, Боже! Это же…
– Да. Что это значит для тебя после всего рассказанного?
Потрясенно: Я хочу родиться для новой жизни… и не жить как бабушка.
Рождение и смерть, мечта о реализации и солидарность непростой судьбе близкого человека – все это причудливо переплелось в этой истории.
Эта динамика встречается достаточно часто: в роду есть так называемый исключенный член системы или человек с трудной судьбой, тот, чью судьбу непросто принять, о ком говорят немного, вскользь или не говорят совсем. Такой человек постепенно вытесняется из рода, и о нем начинают забывать.
Но один из законов развития рода гласит: право на принадлежность имеют все. Незримая архаическая сила, называемая родовой совестью, находится вне добра и зла, она действует как гравитация – т.е. на всех, вне зависимости от вероисповедания и местожительства. Она одинаково требует уважения к живущим и тем, кто уже ушел.
Так, рано или поздно в роду рождается потомок, который будет «помнить» такого дедушку или бабушку, но не сознательно (в силу «забытости» таких родственников потомок может о них и не знать вообще), а бессознательно.
Свою солидарность он будет выражать через повторение элементов судьбы, перенятые чувства, повторяющиеся сценарии, словно «не свои» эмоции, переживания и воспоминания. Так он будто бы будет «давать место» тому, кого этого места лишили. Он будет глубоко проживать солидарность тому, кто забыт.
Потому как право на принадлежность системе имеют все, с ЛЮБЫМИ судьбами.
Этот закон работает в отношении дедушек-нацистов в Германии, участников расстрельных отрядов в России, жертв, убийц и самоубийц – их судьбы так же нуждаются в принятии и интеграции в роду.
Это глубокая солидарность. И это любовь.
Подумать только, сколько любви мы несем в душе, чтобы через века, порою всей своей жизнью сказать: я люблю и помню тебя, бабушка! В память о тебе я тоже не буду счастливой в своей реализации.
Но эта любовь «заколдованная», несчастливая! Она нуждается в развоплощении, потому что такой своей солидарностью мы демонстрируем так называемое магическое мышление ребенка, который, когда у мамы болит голова, тоже хватается ручонками за свою: и у меня болит, мама! Он свято верит, что своей болью забирает часть страдания самого любимого человека.
Но взрослый знает: голова лечится совсем не так.
…Мы делаем большую и важную расстановочную работу прямо в воображении, Инна будто заново видит свою бабушку, признает за ней ее судьбу и отказывается от попыток своей несчастливостью «помочь»: все уже случилось, Бабушка… Я даю место в своем сердце тебе и твоей судьбе. Я люблю тебя такой, какая ты есть. Смотри на меня приветливо, когда я буду счастливо реализовывать себя».
В воображении Инны бабушка молодеет на глазах и радуется – она снова принята и достойна.
– Инна, посмотри на рисунок снова – как он тебе?
– Странный. Пожалуй, я его перерисую.
Через некоторое время от Инны приходит весточка:
«СПАСИБО ЗА РАССТАНОВКУ в 2011 году. Многое для меня проясняется. А главное, обретаю силу жизненной энергии. Спасибо!»
Иногда системные расстановки помогают нам осознать то, что, казалось бы и осознать невозможно, потому что наша глубокая солидарность находится глубоко в нашей душе, а не в сознании.
Нет комментариев